null

Дизайн-система: руководство по созданию целостных цифровых продуктов

В современном цифровом мире, где продукты становятся все сложнее, а команды — больше и разнопрофильнее, поддержание единообразия и качества интерфейса превращается в серьезную проблему. Дизайн-система — это не просто новый термин для фреймворка или UI-кита, это стратегический инструмент, который позволяет подходить к процессу создания цифровых продуктов полноценно и качественно. Это комплексный подход к проектированию и разработке, который обеспечивает скорость, согласованность и масштабируемость продукта на всех этапах его жизненного цикла.
 

Что такое дизайн-система?

Дизайн-система представляет собой набор компонентов для проектирования, который помогает создавать качественный продукт, заложенный в концепции, это единый источник правил и смыслов для дизайнеров, разработчиков и менеджеров продукта.
Качественная дизайн-система — комплексный набор стандартов, руководств и компонентов, собранных в многократно используемые модули. Это своего рода «инвентарь» или библиотека, которая содержит все необходимые ресурсы для создания и развития цифрового продукта, заложенные в единой концепции.

Проще говоря, если продукт — это конструктор «Лего», то дизайн-система — это его коробка с инструкцией и всеми стандартизированными деталями, из которых можно собрать что угодно, и все детали будут идеально подходить друг к другу.
 

Зачем нужна дизайн-система?
 

Главная цель дизайн-системы — наладить взаимодействие внутри продукта и внутри команды. Она помогает дизайнерам и разработчикам структурировано подходить к созданию интерфейса, обеспечивая его целостность и логику.

Дизайн-системы особенно критичны для крупных проектов со сложными интерфейсами, множеством элементов и пользовательских сценариев. Они оптимизируют работу команды на всех этапах: от исследования и дизайна до разработки и тестирования

Ключевые задачи:

  • Обучение пользователя: Органичная система интерфейса учит пользователя интуитивно ориентироваться в продукте, используя единые паттерны.
  • Создание бренда: Система формирует целостную визуальную картину бренда и доносит его ценности, которые понятны как сотрудникам, так и клиентам.
  • Философия продукта: Многие эксперты считают, что дизайн-система — это не просто библиотека, а целая философия и культура построения продукта.

Крупные банки (например, Тинькофф, Сбер, ВТБ) создают дизайн-системы для управления целой экосистемой сервисов: мобильное приложение для частных клиентов, отдельное приложение для бизнеса, инвестиционная платформа, официальный сайт — они не всегда одинаковы визуально, но соответствуют единым правилам и логике. Это гарантирует, что клиент будет чувствовать себя в знакомой среде, переходя из одного сервиса в другой.


Дизайн-система — это не просто UI-кит

Распространенное заблуждение — считать, что UI-кит (набор интерфейсных элементов) и есть дизайн-система. На самом деле, UI-кит — это лишь ее визуальная часть.
 

  • UI-кит (User Interface Kit) — это визуальный язык продукта: цвета, шрифты, иконки, кнопки, поля ввода и другие элементы. Это «видимая» часть интерфейса, с которой взаимодействует пользователь.
  • Фреймворк — это библиотека готового кода (например, на React или Vue.js), которая реализует каждый элемент UI-кита на практике. Это обеспечивает единство визуала и кода.
  • Гайдлайны (руководства по стилю) — это набор правил и принципов использования всех элементов. Они описывают, как и когда что-либо применять.
Пример гайдлайна: В руководстве прописываются параметры всплывающего окна (модального окна): отступы от текста, размер и расположение заголовка, шрифт основного текста, расположение кнопок, а также его адаптивное поведение (как оно будет выглядеть на mobile-устройстве при большем количестве текста). Благодаря этому разработчик может реализовать окно, не отвлекая дизайнера на уточнение деталей.

Структура дизайн-системы (Atomic Design)

Часто структуру дизайн-системы описывают по методологии Atomic Design, которая делит интерфейс на уровни:

  1. Атомы: Базовые, неделимые элементы (кнопки, поля ввода, иконки, шрифты, цветовые палитры).
  2. Молекулы: Простые комбинации атомов (поле поиска + кнопка; чекбокс + подпись; заголовок + текст).
  3. Организмы: Более сложные, составные компоненты интерфейса (шапка сайта, содержащая логотип, меню и кнопку входа; карточка товара; форма регистрации).
  4. Шаблоны (Templates): Макеты страниц без контента, которые определяют расположение организмов.
  5. Страницы (Pages): Финальный результат — шаблоны, наполненные реальным контентом (текстом, изображениями).

Как разработать дизайн-систему?

Создание дизайн-системы — это итеративный и стратегический процесс, который начинается с аудита существующего интерфейса и выявления повторяющихся компонентов и паттернов. Затем команда определяет основы: цветовую палитру, типографику, пространство и базовые элементы (атомы), которые станут фундаментом. На следующем этапе атомы комбинируются в более сложные молекулы и организмы, а для каждого элемента пишутся четкие гайдлайны по использованию. Ключевой принцип — вовлечение всех участников процесса (дизайнеров, разработчиков, менеджеров продукта) с самого начала и использование специальных инструментов (таких как Figma, Storybook), которые обеспечивают синхронизацию дизайна и кода.
Подробнее про создание дизайн-системы читайте в следующей статье


Преимущества и недостатки

Как и любой инструмент, дизайн-системы имеют как преимущества, так и ряд недостатков. Не каждый продукт нуждается в ней и может быть структурирован такой системой, но для больших коммерческих проектов это настоящий must have.

Преимущества:

  • Автоматизация работы: Готовые компоненты и шаблоны позволяют дизайнерам и разработчикам быстро создавать и обновлять страницы.
  • Централизация знаний: Новым членам команды не нужны долгие брифинги. Все правила и элементы зафиксированы в системе. Это ускоряет онбординг и снижает риски для бизнеса.
  • Консистентность: Поддерживается единый стиль на всех страницах и во всех сервисах. Пользователям проще взаимодействовать с продуктом.
  • Синхронизация команд: Сокращается количество встреч и объем ТЗ. Достаточно сослаться на конкретный компонент в гайдлайне.
  • Фокус на пользователе: Освободившееся время дизайнер может посвятить не отрисовке кнопок, а проработке логики интерфейса и улучшению пользовательского опыта (UX).

Недостатки:

  • Высокая стоимость: Создание системы требует значительных ресурсов и работы целой команды специалистов (дизайнеров, разработчиков, менеджеров).
  • Сложность изменений: Ребрендинг или кардинальное изменение стиля требует огромных усилий, так как нужно переработать всю систему целиком.
  • Ограничение креатива: Работа в рамках строгих правил может быть некомфортна для дизайнеров, которые любят творить каждый элемент с нуля. Система подходит тем, кто больше увлечен логикой и структурой продукта.

Примеры известных дизайн-систем:

  • Material Design (Google) https://m3.material.io/ — Одна из самых известных и комплексных систем. Задает стандарты для всего: от анимации до типографики. Используется во всех продуктах Google и многими другими компаниями.
  • Carbon Design System (IBM) https://carbondesignsystem.com/ — Сфокусирована на создании complex enterprise-продуктов и интерфейсов для B2B-сегмента.
  • Ant Design (Alibaba) https://ant.design/ — Очень популярная система в мире веб-разработки, особенно для enterprise-приложений. Известна своим комплексным подходом и детализацией.
  • Apple Human Interface Guidelines https://developer.apple.com/design/human-interface-guidelines/ — Это не просто гайдлайны, а полноценная философия дизайна для iOS, macOS, watchOS и tvOS, настроенная на ясность, уважение к пользователю и глубину.
  • Audi Design System https://react.ui.audi/ — Пример системы, созданной для решения задач огромной компании с миллионами пользователей и сложнейшими интерфейсами.

Вывод: Дизайн-система — это мощный стратегический актив для любой компании, которая создает digital-продукты. Это живой организм, который эволюционирует вместе с продуктом и брендом. Она не ограничивает творчество, а направляет его в конструктивное русло, освобождая команду от рутины и позволяя сосредоточиться на главном — создании удобного, целостного и эффективного опыта для пользователя. Инвестиции в ее создание и развитие всегда окупаются за счет скорости разработки, масштабируемости и сохранения высокого качества продукта.