null

Полное руководство по созданию дизайн-системы: от аудита до внедрения

Создание дизайн-системы — это не просто дизайн-задача, это стратегический проект, который меняет культуру работы продуктивной команды. Это инвестиция в будущее вашего продукта, которая окупится скоростью, согласованностью и масштабируемостью. Рассказываю, как комплексно подойти к решению этой задачи и не упустить важные моменты. 


Шаг 0: Подготовка и получение поддержки

Прежде чем открывать Figma, необходимо заложить фундамент.

  1. Определите «Можете ли вы ее позволить и зачем она нужна?»: Есть ли у вас ресурсы? Чего вы хотите достичь? ( Ускорить разработку? / Устранить визуальный хаос в продукте? / Упростить онбординг новых сотрудников? / Подготовиться к масштабированию продукта или компании?)
    Четкие цели помогут вам аргументировать необходимость системы для руководства и определить ее масштаб.
  2. Заручитесь поддержкой ключевых сторонников: дизайн-система — кросс-функциональный проект. Вам нужно будет содействие и профессиональный взгляд: Разработчиков и дизайнеров (они будут ее использовать и поддерживать); Менеджеров продукта (они увидят выгоду в скорости вывода новых фич на рынок); Руководства (которое одобрит выделение ресурсов)
  3. Сформируйте рабочую группу из 1-2 дизайнеров и 1-2 разработчиков на часть их рабочего времени
  4. Выберите инструменты. Стандартом индустрии является связка:
  • Figma/Sketch — для дизайна и ведения библиотеки компонентов.
  • Storybook — для разработчиков. Это каталог компонентов с примерами кода, документацией и изолированной средой для тестирования.
  • Zeroheight/Supernova — для полной документации, которая объединяет дизайн-гайдлайны, код и примеры использования в одном месте

 

Шаг 1: Проведите всеобъемлющий аудит

Соберите всё, что у вас уже есть. Вы удивитесь, сколько компонентов уже создано.

Что делать: Сделайте скриншоты каждой кнопки, поля ввода, модального окна, карточки со всех страниц вашего продукта (веб, iOS, Android).

Как делать: Соберите их в одну доску (Miro, FigJam) и сгруппируйте. Вы сразу увидите несоответствия: 10 оттенков серого, 5 разных скруглений кнопок, 3 основных шрифта.

Совет: Вовлекайте в этот процесс всю команду, это наглядно подсветит всем проблему, которую решает дизайн-система и закроет многие возражения.

Пример: Вы обнаружили, что кнопка «Купить» на главной странице имеет скругление 8px, а кнопка «Оформить заказ» в корзине — 4px, а цвет акцента у них отличается на 5%. Аудит это выявляет.

Шаг 2: Заложите фундамент — Токены (Tokens)

Это основа основ. Токены — это абстрактные названия для визуальных решений («кирпичики», из которых строятся компоненты). Они не имеют привязки к конкретной платформе (Web, iOS, Android).

Цвета: Не #3366FF, а color-primary-500.
Типографика: Не font-size: 16px, а font-size-body.
Размеры (Spacing): Не margin: 16px, а spacing-md.
Тени, скругления, анимации.

Совет: Начните с малого. Не создавайте 10 оттенков серого. Определите необходимое и достаточное количество (напр., primary, secondary, success, error, warning). Используйте инструменты вроде Figma Tokens Plugin или Supernova, чтобы управлять ими. Ориентируйтесь на действующие дизайн системы, но не гонитесь за их масштабом.

 

Шаг 3: Создавайте компоненты по методологии Atomic Design

Двигайтесь от простого к сложному.

Атомы (Atoms): Базовые строительные блоки.

Что: Кнопки, поля ввода, чекбоксы, радиокнопки, иконки, лейблы.
Совет: Сразу продумайте все состояния каждого атома (default, hover, pressed, focused, disabled, loading).

Молекулы (Molecules): Простые комбинации атомов.

Что: Поле поиска (поле ввода + иконка + кнопка), форма логина (2 поля + кнопка), баннер-уведомление (иконка + текст + кнопка-крестик).
Пример: Молекула «Карточка товара» состоит из атомов: «Изображение», «Заголовок», «Текст», «Кнопка».

Организмы (Organisms): Сложные, законченные блоки интерфейса.

Что: Шапка сайта (логотип + навигационное меню + кнопки для входа), футер, карточка товара в корзине, форма оформления заказа.
Совет: Сфокусируйтесь на самых распространенных и критичных для продукта организмах.

 

Шаг 4: Напишите исчерпывающую документацию (Guidelines)

Библиотека компонентов без документации — просто набор картинок. Документация — это душа дизайн-системы.

Что должно быть в документации для КАЖДОГО компонента:

  • Когда использовать (и когда НЕ использовать): Контекст играет большую роль.
  • Варианты и состояния: Все возможные модификации (размеры, типы) и состояния (disabled, error и т.д.).
  • Правила композиции: Отступы, выравнивание, расположение относительно других элементов.
  • Контент-гайдлайны: Что писать в кнопках? Какой длины заголовки? Какой должен быть tone of voice?
  • Доступность (Accessibility): Контрастность, focus-состояния, работа с экранными считывающими устройствами.
  • Код: Пример реализации для разработчиков (обычно интегрируется со Storybook).
Пример документации для кнопки:

Кнопка Primary
Использование: Для главного действия на экране или в форме. На экране должна быть только одна такая кнопка.
Не использовать: Для второстепенных или деструктивных действий (для них есть кнопки Secondary и Error).
Размеры: Small (для плотных интерфейсов), Medium (по умолчанию), Large (для мобильных устройств и ключевых CTA).
Контент: Кратко, глагол действия. «Сохранить», а не «Сохранение изменений».
Доступность: Контрастность соотношения 4.5:1. Обязательное видимое focus-состояние.

 

Шаг 5: Внедрение и распространение

Самый сложный этап. Нужно «продать» систему команде.

  1. Пилотируйте на новом проекте: Не пытайтесь сразу перевести весь legacy-продукт. Выберите одну новую небольшую функцию или страницу и создайте ее строго по дизайн-системе. Это будет наглядный кейс успеха.
  2. Проведите обучающие сессии: Объясните дизайнерам, как использовать библиотеку в Figma. Проведите отдельный митинг для разработчиков, покажите им Storybook и процесс работы.
  3. Создайте канал для обратной связи. Команда должна иметь возможность легко сообщать о багах в компонентах, предлагать улучшения или новые компоненты.
  4. Назначьте ответственных: Дизайн-система — живой продукт. Нужны люди (дизайнер и разработчик), которые будут отвечать на вопросы, принимать запросы и обновлять систему.

 

Шаг 6: Поддержка и эволюция

Работа над дизайн-системой никогда не заканчивается. Чтобы работа шла успешно, не забывайте про эти вещи:

  • Версионирование: Все изменения должны быть контролируемы. Используйте семантическое версионирование (SemVer): мажорная.минорная.патч.
  • Обратная связь: Регулярно собирайте фидбэк от команд. Что работает хорошо? Что неудобно? Чего не хватает?
  • Регулярные обзоры: Проводите регулярные митинги рабочей группы для обсуждения развития дизайн-системы, приоритезации новых компонентов и рефакторинга старых.

Ключевые ошибки, которых стоит избегать

  1. Создание системы в вакууме: Без постоянной коммуникации с разработчиками и продукт-менеджерами вы создадите нечто идеальное, но бесполезное на практике.
  2. Стремление к идеалу с первого дня: Лучше выпустить MVP дизайн-системы (базовые кнопки, цвета, поля ввода) и постепенно итерировать, чем год делать «идеальную» систему, которой никто не пользуется.
  3. Рамки вместо помощи: Дизайн-система должна помогать командам, а не диктовать им негибкие правила. Будьте открыты к предложениям.
  4. Забыть про разработку: Дизайн-система — это на 50% дизайн и на 50% код. Если кодовая база не синхронизирована с макетами, система рассыпается.

Создание дизайн-системы — это марафон, а не спринт. Это сложный, но окупающийся в будущем процесс, который идеологически меняет к лучшему то, как ваша команда создает цифровые продукты. Начиная с малого, фокусируясь на нуждах команды и постоянно развиваясь, вы создадите не просто библиотеку компонентов, а мощный стратегический актив, который станет ДНК вашего продукта.
 

Next